Статьи


09.06.2010

Совершенствуя конституционную миссию адвокатуры

Парламентом страны принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения квалифицированной юридической помощью», внесенный казахстанским Правительством два года назад.

Главной целью законопроекта являлось совершенствование законодательства, направленного на реализацию статьи 13 Конституции Казахстана, провозгласившей право граждан на получение квалифицированной юридической помощи.

В связи с этим перед депутатами стояли задачи повысить роль адвоката в уголовном процессе, расширить права потерпевшей стороны, в том числе на получение бесплатной юридической помощи, а также компенсацию за счет государства того вреда, который был причинен преступлением, и решить вопросы, связанные с предоставлением бесплатной юридической помощи определенным категориям граждан.

В целом можно сказать, что поставленные задачи были выполнены. Внесены существенные изменения и дополнения в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный, Гражданский процессуальный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях, в законы «Об адвокатской деятельности» и «О порядке и условиях содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Так, наиболее важные поправки коснулись санкций, карающих за воспрепятствование законной деятельности адвокатов. Примечательно, что народные избранники посчитали, что наказание за это деяние должно быть аналогичным санкциям, предусмотренным за воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования.

В связи с этим измененная статья 365 Уголовно-процессуального кодекса отныне предписывает наказывать за такое правонарушение штрафом в размере от 500 до 700 месячных расчетных показателей либо лишением свободы на срок до трех лет. Серьезное изменение коснулось статьи 70 УПК. Теперь в соответствии с ее новой редакцией право на защиту подозреваемого, обвиняемого, осужденного, оправданного, помимо адвоката, может получить его супруг (супруга) или близкий родственник, либо опекун, попечитель либо представитель организации, на попечении или иждивении которой он находится.

Как известно, сегодня, в соответствии с требованиями УПК, защитник становится участником процесса лишь с момента его допуска к участию в деле на основании постановления органа, ведущего уголовный процесс. Многие адвокаты не понаслышке знают, сколь существенно такой порядок нарушает и ограничивает права и возможности защитника в уголовном процессе. Адвокат на самом трудном для своего подзащитного этапе, по сути, становится заложником ведомственных интересов его процессуальных противников в лице следователя и дознавателя.

Исходя из этого, депутаты ввели норму, согласно которой адвокат допускается к участию в уголовном деле в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката и ордера. Другие предусмотренные законом лица считаются допущенными к участию в уголовном деле с момента представления документов, подтверждающих их право на участие в уголовном деле в качестве защитника.

Учитывая принцип состязательности уголовного процесса и необходимость обеспечения реального равноправия сторон, исключительное значение для адвоката приобретает вопрос расширения его полномочий по сбору и предоставлению доказательств. (Это особенно важно, если учесть, что в соответствии с законом адвокат собирает не собственно доказательства, а фактические данные, которые должны быть допустимы судом в качестве доказательств.)

Не случайно адвокатское сообщество республики всегда настойчиво предлагало законодательно уточнить и дополнить перечень прав защитника при сборе доказательств, придав ему характер конкретного.

И вот серьезной трансформации подверглась статья 125 Уголовно-процессуального кодекса. Ее новая редакция включила в себя новые пункты, специально посвященные возможностям получения защитником сведений, необходимых для оказания юридической помощи.

Прежде всего это касается вмененного организациям обязательства по предоставлению истребованных (именно истребованных, а не запрошенных, как в действующей редакции закона) адвокатом справок и иных документов в течение десяти дней и ответственности за неисполнение требования, а также прав по инициированию производства судебной экспертизы, привлечению на договорной основе специалистов, опросу лиц, предположительно владеющих необходимой информацией.

Конкретизируется, что право предоставить «сведения как в устной, так и в письменной форме, а также предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными или иными доказательствами по уголовному делу», принадлежит подозреваемому, обвиняемому, защитнику, частному обвинителю, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их представителям, а также любым гражданам и организациям.

Учитывая специфику рассматриваемого законопроекта, депутаты не могли пройти мимо его социальной составляющей. Дело в том, что ранее предложенные Правительством поправки в пункт 1 статьи 114 Гражданско-процессуального кодекса существенно сузили круг лиц, которые могут рассчитывать на получение бесплатной юридической помощи за счет государства, ограничив его лишь субъектами, указанными в Законе «Об адвокатской деятельности». Согласно же действующей редакции ГПК, любой гражданин, исходя из его имущественного положения, может рассчитывать на полное или частичное освобождение от оплаты юридической помощи.

Более того, измененная статья 114 ГПК предусматривает целый ряд случаев, когда суд прямо обязан освободить лицо по его ходатайству (полностью или частично) от оплаты юридической помощи и возмещения расходов. Это касается рассмотрения споров о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с работой, а также при рассмотрении не относящихся к предпринимательской деятельности споров – для истцов и ответчиков, являющихся участниками Великой Отечественной войны, и лиц, приравненными к ним: военнослужащих срочной службы, инвалидов 1-й и 2-й групп, пенсионеров по возрасту.

Изменения внесены и в Административно-процессуальный кодекс. Прежде всего более точно определен круг лиц, которые могут наряду с адвокатом осуществлять защиту гражданина, привлекаемого к административной ответственности.

Новой нормой это право наряду с адвокатом распространилось на его супруга (супругу), близкого родственника, а также иного лица по ходатайству или с согласия подзащитного.

Наконец, в связи с характером вносимых поправок весьма пристальному рассмотрению депутатами подвергся ряд положений Закона РК «Об адвокатской деятельности». В частности, Правительство решилось заметно изменить принципы оплаты оказываемой адвокатами юридической помощи. Согласно закону правовая помощь, оказываемая социально уязвимым слоям населения, будет оплачиваться из республиканского бюджета, а не предоставляться бесплатно за счет средств коллегий адвокатов.

Прения возникли также по поводу одного из критериев формирования адвокатского корпуса. А именно: может ли быть адвокатом лицо, имеющее в своей биографии факт привлечения к уголовной ответственности? Правительство подошло к этому вопросу весьма расширительно и в своем варианте запретило заниматься адвокатской деятельностью всем ранее судимым гражданам.

Однако на этот раз парламентарии не согласились с мнением исполнительной власти, мотивируя это тем, что, согласно части седьмой ст. 77 УК РК, погашение или снятие судимости аннулирует все связанные с судимостью правовые последствия. Соответственно, для ранее судимого лица, у которого судимость снята или погашена, не может быть правовых ограничений, чтобы являться адвокатом.

К слову, в целях усиления контроля над качеством предоставляемой квалифицированной юридической помощи депутаты решили пересмотреть и основания для исключения адвокатов из коллегии (пункт 1 статьи 31 закона). Теперь таким основанием может являться неоднократное нарушение защитником не только требований и норм законодательства, но и принципов организации и деятельности адвокатуры, закрепленных в уставе коллегий, а также правил профессиональной этики.

Этой же цели – повышения качества юридической помощи – посвящено изменение пункта 1 статьи 15 Закона «Об адвокатской деятельности». Дополнение гласит: «Адвокат обязан постоянно повышать свою профессиональную квалификацию».

Подводя итоги, можно сказать, что новый закон значительно повысит статус адвоката и позволит ему в полной мере осуществлять конституционную миссию по защите граждан нашей страны.

Ануар ТУГЕЛ,
Президент Союза адвокатов Казахстана

Возврат к списку