Статьи


Совершенствуя конституционную миссию адвокатуры.

Настоящий Закон (Законопроект) регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением лоббистской деятельности и является в своем роде уникальным по сравнению с законодательством других государств. Нам неизвестно о принятии законов о лоббировании или аналогичных в других странах СНГ. В ряде государств уже существует законодательство о лоббировании как специальное, то есть в виде отдельных законов, так и интегрированное в другие законы (о статусе депутата, о статусе государственного служащего, регламенты, определяющие статус государственных органов, налоговом законодательстве и т.д.). Например, в США действуют положения о лоббистах, но не о их статусе а лишь о их праве зачислять расходы по лоббированию в свою налоговую отчетность. В некоторых азиатских и европейских странах приняты специальные положения о лоббировании, как антикоррупционный механизм, то есть чтобы исключать подкуп депутатов в той или иной форме.

К очевидным недостаткам законопроекта следует сразу отнести отсутствие целей данного закона или тех целевых групп, в интересах которых он разрабатывался. При этом следует учитывать, что адвокатское сообщество считает необходимым и достаточным условием любого законодательного акта приоритет прав человека и его свободы, что и закреплено в Конституции Республики Казахстан. То есть, это также является и квинтэссенцией адвокатской профессии.

Согласно проекта закона под лоббистской деятельностью понимается деятельность по представлению и продвижению своих интересов в процессе участия в законотворческой работе, осуществляемая в Парламенте Республики Казахстан (лоббирование). Если следовать буквальному дословному толкованию данного положения законопроекта, то под «своими интересами» следует понимать интересы только самих лоббистов и их учредителей, а может быть и клиента. И очень сложно понимать под такими интересами общественные интересы или интересы более узких социальных групп, в том числе таких как инвалиды, многодетные, малообеспеченные и др.

Предполагается, что лоббистская деятельность осуществляется именно в стенах законодательного органа путем взаимодействия субъектов лоббистской деятельности с законодательным органом при рассмотрении проектов законов путем участия в публичных обсуждений проектов законов в форме.

Данные законодательные положения носят диспозитивный характер, и предполагается, что субъекты лоббистской деятельности не могут иметь права вступать в прямые и конфиденциальные контакты с депутатами для целей лоббирования, в том числе путем подачи письменных сообщений депутатам или бесед. В ст.5 п.2 Законопроекта об этом прямо указано: «Контакты субъектов лоббистской деятельности с депутатами Парламента Республики Казахстан осуществляются в соответствии с формами осуществления лоббистской деятельности». То есть, здесь следует понимать так, что либо лоббист ущемляется в своем конституционном праве общаться с конкретным депутатом, либо только лоббист имеет право общаться с депутатской массой, но не народ.

Адвокатское сообщество, следует признать, уже имеет богатый и даже профессиональный опыт лоббистской деятельности. Наши представители в законодательном органе государства всегда представляли компетентное и независимое мнение по разрабатываемым законам. Именно поэтому у нас как у специалистов возникает закономерный вопрос о возможности и необходимости регулирования отношений в области лоббирования.

Единственной привилегией субъекта лоббистской деятельности является привилегия доступа в Парламент для участия в мероприятиях законотворческого характера. Иные права и обязанности серьезного юридического смысла не имеют. Может быть, следовало ограничиться дополнением к регламенту Парламента, которое бы позволяло лоббистам получать пропуска в здание Парламента? Вообще, если вспомнить, что заседание обеих Парламента законодательно продекларированы открытыми, то даже смысл в таких пропусках представляется нонсенсом!

Из текста закона не следует, на какой основе будут заниматься лоббированием заинтересованные субъекты. Очевидно, что данной деятельностью лоббисты могут и будут заниматься на платной основе, то есть лоббирование в таком варианте, следует предположить, будет являться очень высокодоходной формой предпринимательской деятельности.

В связи с этим возникают закономерные вопросы о возможном коррупционном влиянии лоббирования на законотворческую деятельность, о возможном подкупе депутатов в форме денежного и имущественного вознаграждения, предоставления иных всевозможных благ, например путем организации неформальных общественных слушаний где-нибудь.

Но самое интересное для адвокатского сообщества является то, что Законопроектом определен круг законов, в отношении которых не допускается лоббистская деятельность, а это все законы, которые в том числе регулируют общественные отношения в сфере:
1)конституционных основ организации и деятельности государственных органов, и государственной службы;
2)обеспечения обороны и безопасности государства;
3)обеспечения территориальной целостности и формы государственного устройства Республики Казахстан;
4)правоохранительной деятельности и воинской службы;
5)судоустройства и судопроизводства;
6)административно-территориального устройства Республики Казахстан;
7)бюджетных и межбюджетных отношений;
8)международных отношений;
9)обеспечения исполнения налоговых обязательств граждан и юридических лиц;
10)экологической безопасности.

То есть, нам адвокатам следует обратить особое внимание на подпункты 4), 5), 7) который полностью исключает участие общественности, в том числе и адвокатского сообщества в отстаивании своих интересов в процессе обсуждения и принятия законов, затрагивающих права и обязанности граждан и их адвокатов в гражданском, уголовном и административном процессах, например.

После анализа данного законопроекта не складывается убеждения, что он неправильно и непрофессионально составлен. Напротив! Цель проста, очевидна и логична – исключить независимых представителей гражданского общества, в том числе адвокатов, из законотворческого процесса.

Жангазы Кунсеркин,адвокат Алматинской городской Коллегии адвокатов,
правовой консультант Международного центра некоммерческого права.
www.advokatura.kz

Возврат к списку