Новости


02.10.2017

В Казахстане могут пересмотреть тарифы по автострахованию

Перспективу развития отрасли прокомментировали эксперты и представители страховых компаний.

В середине лета Национальный банк Республики Казахстан разослал для обсуждения концепцию проекта закона о внесении изменений и дополнений в страховое законодательство. Ключевое предложение документа — повысить в рамках обязательного автострахования суммы страховых выплат по ДТП, в ходе которых был причинен ущерб имуществу, жизни и здоровью. Нынешние предельные лимиты выплат: 1000 МРП по случаю смерти и 600 МРП по имуществу (с января 2017 года 1 МРП составляет 2269 тенге) приняты десять лет назад. Они не отражают текущие расходы автовладельцев на ремонт и восстановление автомобиля в случае ДТП, не говоря уже о компенсации на лечение и реабилитацию после ДТП.

Еще одно важное предложение — отменить прекращение действия договора страхования после наступления первого страхового случая. Дело в том, что на практике возникают ситуации, когда виновник ДТП после того, как его полис перестает действовать в ходе урегулирования происшествия, совершает повторные ДТП. Это приводит к спорам, кому платить, и, как правило, пострадавшие не получают должную компенсацию ущерба. Если страховой полис начнет работать на годичной основе, повышение тарифа будет однозначным.

Поскольку предложения сформированы в рамках концепции, каких-либо расчетов и возможных сумм документ не называет. Их рассчитают с помощью актуарных расчетов, проанализировав статистику выплат, количества тяжких ДТП и другие необходимые показатели на более поздних сроках, когда документ обретет детальные очертания.
Да и сама концепция в итоге была отозвана с обсуждения. Остается неясной перспектива принятия до конца этого года последнего законопроекта по страхованию, учреждающего электронный полис и нововведения по страхованию туристической отрасли. Данный документ был представлен 26 сентября правительству главой Национального банка Данияром Акишевым. Как сообщает источник на страховом рынке, законопроект вышел из кабинета министров с замечаниями, но тем не менее рекомендован для рассмотрения мажилисом парламента.

Возвращаясь к теме изменений страховых тарифов по обязательному автострахованию, важно уточнить, что они не означают автоматическое повышение цен для всех групп населения. А скорее говорят о новом подходе страховых компаний к оценке собственных рисков и рисков своих клиентов, которые и должны быть привязаны к стоимости страхования.


Статистика показывает, что обязательное страхование ответственности автовладельцев теряет эффективность. За восемь месяцев этого года динамика премий составила 1,5%, за семь месяцев — 0,4%, за шесть месяцев — прирост премий был почти нулевой. Зато с 2013 по 2016 годы средняя убыточность выросла с 36% до 48%, а за семь месяцев 2017 года достигла 51%.

Генеральный директор ТОО «Автоадвокат» Талгат Усенов полагает, что пересмотр тарифов с учетом предполагаемых изменений — расширения лимита ответственности страховщика и действия страхового полиса не до первого страхового случая, а на годовой основе — абсолютно правилен и логичен. «Если же говорить о нынешних условиях страхования — до первого страхового случая, то тарифы более-менее адекватны и у этих тарифов есть еще запас — порядка 12−14 месяцев. Конечно, если девальвация будет ползучей, даже при текущих условиях страхования тарифы будут тесноваты для поддержания рентабельного бизнеса. Я думаю, что в перспективе двух-трех лет, тарифы можно не трогать, а подправить коэффициенты по отдельным регионам. Большинство ДТП относятся к разряду мелких и регулируются в пределах 300−400 тыс. тенге. Стоит ли загружать автовладельцев повышенными тарифами? Ведь для многих казахстанцев автомобиль — источник дохода», — отмечает Талгат Усенов.

«Последний раз тарифы повышались в 2007 году, прошло более десяти лет. На мой взгляд, те параметры (место регистрации, тип и возраст ТС, возраст водителя и стаж вождения), которые ранее были заложены в тарификацию этого продукта, должны претерпеть некоторые изменения, так как они уже не совсем отвечают тем реалиям, которые сложились на страховым рынке за это время, — в свою очередь рассказывает председатель правления страховой компании „Коммеск-Өмір» Олег Ханин. — Нужно посмотреть, насколько эти параметры влияют на формирование справедливой цены на обязательное автострахование, поскольку есть регионы с очень высокой убыточностью».

Источник: zakon.kz


:

Возврат к списку